30 декабря 2024 года было официально объявлено, что Швейцария в 2026 году будет председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это будет третье председательство Швейцарии после 1996 и 2014 годов. Учитывая, что ОБСЕ в последние годы существенно ослабила свои позиции на Южном Кавказе, возникает вопрос: станет ли новое председательство возможностью для модернизации, восстановления доверия и стимулирования регионального диалога.
В заявлении МИД Швейцарии подчеркивается, что страна берет на себя руководство ОБСЕ в сложный период, обусловленный геополитическими развитиями и войной между Россией и Украиной. Согласно официальной позиции, тот факт, что государство-член ОБСЕ находится в состоянии войны с другим государством-членом, существенно ограничивает возможности маневрирования организации. Принимая на себя председательство, Швейцария подчеркивает, насколько важно обеспечить диалог и сотрудничество со всеми государствами-участниками, особенно в политически трудные периоды.
Регион Южного Кавказа в течение последних трех десятилетий был одним из испытательных полигонов европейской архитектуры безопасности. В 1996 году ОБСЕ всем своим потенциалом была вовлечена в процесс урегулирования карабахского конфликта, а в 2014 году, в контексте кризиса в Украине, Швейцария сумела сохранить многостороннее дипломатическое равновесие. Бывший генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер в своих ретроспективных оценках подчеркивает, что для этого успеха Швейцария заранее провела многолетнюю подготовку, сформировала сильную команду и действовала с гибкостью и способностью к быстрому реагированию.
Швейцария рассматривает роль председателя не как почесть, а как ответственность. Гремингер напоминает, что в 2014 году Дидье Буркхальтер, первоначально с некоторым сомнением подходивший к должности, впоследствии стал хорошим антикризисным управляющим, проводя сложные министерские встречи и завоевав общественное признание. Швейцарская модель требует стратегического видения, поддержания открытых каналов связи даже в условиях противоречий и готовности при необходимости усилить уровень дипломатического давления. Этот опыт может быть актуален и в 2026 году, когда на Южном Кавказе одновременно присутствуют накопленные противоречия, нестабильность и отсутствие доверия.
Возможности нейтрализации противоречий между Арменией и Азербайджаном и формирования площадки для диалога объективно ограничены, но некоторые индикаторы показывают, что некоторые международные игроки готовы вернуться к решениям, руководствуясь принципами справедливости и права. В Конгрессе США в последние месяцы обсуждалось право на возвращение перемещенного населения Нагорного Карабаха. Депутат Федерального собрания Швейцарии Эрик Вонтобель также напомнил о приверженности президента Дональда Трампа защите христиан и подчеркнул, что председательство Швейцарии в ОБСЕ может превратиться в новую возможность для осуществления мирной инициативы в Нагорном Карабахе. Другой депутат, Лукас Райман, подчеркнул, что США как страна-сопредседатель Минской группы может возродить этот формат, служа цели реализации права на возвращение. Он заявил: «Мы не можем принять и не примем, чтобы христианским семьям, веками жившим в этом регионе, не разрешалось вернуться в место, которое является их домом».
Учитывая продолжающийся структурный кризис в ОБСЕ и финансовые проблемы, от новой председательствующей страны ожидается смелость, инициативность и дипломатическая гибкость. По мнению Гремингера, Швейцария должна «быть в комнате, где принимаются решения» и не повторить прошлую ошибку, когда ОБСЕ уведомляли о принятых решениях, не вовлекая ее в процесс. Это касается как Украины, так и возможного будущего участия на Южном Кавказе.
В случае с Грузией председательство Швейцарии может сыграть важную роль, особенно в условиях внутриполитических противоречий. Поляризация вокруг действующего в стране закона «об иностранном влиянии» угрожает демократической стабильности. Учитывая, что ОБСЕ считается структурой не только управления конфликтами, но и прав человека, свободной прессы и демократии, ОБСЕ под руководством Швейцарии может выступить как уравновешивающий фактор, если будет действовать быстро, беспристрастно и в духе партнерства.
Если учесть также актуальные дипломатические возможности Швейцарии, включая женевские центры, опытных переговорщиков и репутацию нейтральности в регионе, становится ясно, что это председательство может быть гораздо большим, чем техническая миссия. Для жителей и политических деятелей Южного Кавказа это может стать временной возможностью восстановить международное участие в регионе, где многократно сила превалировала над правом.
2026 год может стать решающим как с точки зрения восстановления степени взаимного доверия между Арменией и Азербайджаном, так и укрепления демократических процессов в Грузии, и возможности возрождения Минской группы, пусть и в преобразованном, но новом формате. Швейцария уже однажды приняла вызовы в 2014 году и может сделать это снова в 2026 году.
Бывший депутат Национального Собрания Армении Рубен Акопян был задержан по уголовному делу, связанному с публичными…
Государственный нефтяной фонд Азербайджана совершил очередную крупную инвестицию за рубежом — на этот раз в…
Епископ Антониус Саад выступил с гуманитарным обращением на фоне шестидневной блокады сирийской провинции Сувейда, сообщает…
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что экс-посол США в Тбилиси Робин Данниган была отозвана из…
На 106-м заседании Экономического совета СНГ генеральный секретарь Содружества Сергей Лебедев прокомментировал слухи о возможном…
16 июля на мероприятии, посвящённом 150-летию азербайджанской прессы, посол Великобритании Фергюс Олд выразил серьёзную обеспокоенность…
This website uses cookies.