24 декабря, 2025
Форум тюркских государств

18–19 декабря 2025 года в Анкаре состоялся Форум тюркских государств, посвящённый борьбе с дезинформацией, организованный Управлением по коммуникациям Администрации Президента Турецкой Республики. Форум объединил высокопоставленных должностных лиц тюркских государств, а также представителей Секретариата Организации тюркских государств (ОТГ) и средств массовой информации. В ходе форума с выступлением выступил руководитель Управления коммуникаций Администрации Президента Турции Бурханеттин Дуран. Он обратился к конкретным примерам дезинформации, утверждая, что в ходе Второй Карабахской войны были реализованы пропагандистские кампании, целью которых было затмить военные успехи Азербайджана. По словам Дурана, несмотря на то что война велась на поле боя, параллельно разворачивалась и интенсивная информационная борьба.

В этом контексте Дуран в качестве примера привёл одно видео, отметив: «Существовала фейковая новость под заголовком: “Азербайджанские солдаты, входящие в Карабах, издеваются над пожилой армянкой”. В видео утверждалось, что один солдат подаёт пожилой женщине стакан воды, а когда она собирается его выпить, другой солдат выливает воду. Между тем в полной версии видео чётко и однозначно видно, что азербайджанский солдат собственноручно даёт воду армянской женщине». По оценке Дурана, опровержение подобной информации позволило оказать поддержку азербайджанской позиции, сформированной в ходе Карабахской войны, и на коммуникационной платформе.

Приведённый Дураном пример демонстрирует, каким образом тема борьбы с дезинформацией сегодня представляется в турецко-азербайджанском официальном дискурсе — как защитное и оправданное действие. Однако процессы, происходившие в информационном пространстве Второй Карабахской войны 2020 года, требуют более широкого и комплексного рассмотрения, поскольку они не ограничивались опровержением отдельных эпизодов или контрпропагандой, а формировали целостную информационную стратегию с вовлечением государственных структур, медиаресурсов и социальных платформ.

Фактом является то, что информационная война является неотъемлемым компонентом современных конфликтов, и 44-дневная война 2020 года в этом отношении исключением не стала. В ходе войны различные стороны придавали большое значение процессам, происходящим в информационном поле. Вопросы дезинформации, выборочной подачи видеоматериалов и формирующихся вокруг них интерпретаций параллельно с боевыми действиями стали предметом широкого обсуждения, подчёркивая, что вооружённые конфликты давно вышли за пределы исключительно поля боя и включают в себя также информационные и коммуникационные компоненты.

С самого начала войны намерения азербайджанской стороны были известны: восстановить свою территориальную целостность и изгнать всех армян вместе с их «террористическими формированиями»․ В этом процессе Азербайджан получал открытую поддержку Турции как на политическом, так и на военном уровнях.  Безусловная поддержка Турции проявлялась также на международных площадках в форме дипломатической, информационной и пропагандистской активности․ В заявлениях информационного характера турецкие СМИ часто цитировали сообщения азербайджанских государственных и военных ведомств, одновременно публикуя материалы проазербайджанского и антиармянского содержания.

Азербайджан системно готовился к этой войне, что проявлялось не только в военной, но и в политической, экономической и информационной сферах, где армянская сторона находилась в более уязвимом положении. Не секрет, что с точки зрения международного права до войны и даже в её ходе Нагорно-Карабахская Республика не была признана независимым государством и считалась частью Азербайджана, несмотря на абсолютное большинство армянского населения․ Это обстоятельство давало Азербайджану серьёзное преимущество в пропагандистском поле: война представлялась не как проявление агрессии, а как операция по восстановлению территориальной целостности. В результате реакция международного сообщества оставалась относительно сдержанной, а возможности дипломатической поддержки Армении — ограниченными.

В ходе войны как армянские, так и азербайджанские СМИ в основном воспроизводили официальные сообщения министерств обороны без глубинного критического анализа. Хотя это характерно для условий военного положения, данный факт указывает на то, что источником дезинформации зачастую выступали сами государственные структуры. Если в 1990-е годы традиционные медиа играли ключевую роль в общественном информировании, то в 2020 году информация в значительной степени контролировалась и направлялась властями. В этих условиях особенно усилились процессы закрепления образа врага, поляризации обществ и углубления враждебности, вовлекая в них даже группы, ранее придерживавшиеся умеренных позиций․

С начала войны ключевой площадкой азербайджанской информационной политики стал аккаунт президента Ильхама Алиева в X, где регулярно публиковались заявления о захваченных территориях. Они часто сопровождались видеоматериалами и фотографиями, которые распространялись также на платформах YouTube и Telegram Министерства обороны Азербайджана. Армянская сторона, как правило, опровергала эту информацию, указывая, что она является частью информационной войны. «Азербайджанские разведывательные группы начали проникать в населённые пункты, устанавливать флаги с целью демонстрации победы и посева паники», — так 24 октября 2020 года распространение видеороликов с азербайджанскими флагами комментировал пресс-секретарь Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян․

Параллельно с боевыми действиями война в информационном пространстве не прекращалась. В ходе войны заявления азербайджанских официальных лиц и действия вооружённых сил отличались беспрецедентным уровнем армянофобии. Азербайджанские СМИ и социальные сети были переполнены языком ненависти и публикациями, что привело к распространению призывов к насилию в отношении армян. В социальных медиа видеоматериалы и фотографии, свидетельствующие о жестокостях, совершённых против армянских мирных жителей и военнослужащих, находили широкую поддержку и одобрение в азербайджанском обществе․ Особый резонанс вызвало видео пленения и расстрела двух армян на центральной площади Гадрута, которое азербайджанская сторона назвала фальсификацией, стремясь исключить обвинения в совершении военного преступления. Тем не менее BBC и международная исследовательская группа Bellingcat утверждали, что двое местных жителей действительно были расстреляны в городе Гадрут в Нагорном Карабахе, захваченном азербайджанскими вооружёнными формированиями․

В октябре 2020 года компания Facebook (с 2021 года — Meta) выявила в Азербайджане сеть, распространявшую пропаганду с использованием фейковых аккаунтов․ Публикации в основном были на азербайджанском языке, а также на русском и английском. Комментарии часто касались местных и региональных новостей и событий, политики, напряжённости между Арменией и Азербайджаном. Распространяемый контент восхвалял президента Азербайджана Ильхама Алиева и правящую партию «Новый Азербайджан», оппозиционные деятели обвинялись в предательстве, а обвинения в нарушениях прав человека со стороны Азербайджана отрицались.

Примечательна также позиция руководителя политики безопасности Facebook Н. Глейхера, который отмечал, что с целью воздействия на международную общественность азербайджанцы вели специальные страницы в Facebook и посредством комментариев на страницах местных СМИ, общественных деятелей, оппозиции и правящей партии стремились создать впечатление поддержки либо критики․

Часть информационной политики Азербайджана составляло распространение недостоверной информации о военных успехах, неудачах, собственных потерях и потерях противника. В рамках этой политики азербайджанская сторона системно распространяла намеренно искажённые или преувеличенные данные, способствуя повышению морального духа собственного общества, а также формированию атмосферы паники и безнадёжности в рядах противника. Через социальные сети Азербайджан публиковал манипулированные видеоматериалы и фотографии, демонстрирующие «пленных» или «разгромленных» армянских военнослужащих. Пропаганда нивелировала армянские военные успехи, тогда как собственные потери либо скрывались, либо полностью отрицались.

Особого внимания заслуживают и организованные в социальных сетях гибридные атаки с использованием ботов, фейковых аккаунтов и киберкампаний, направленные на подрыв доверия и оказание психологического давления на армянскую аудиторию. Основной целью этой информационной войны было воздействие не только на внешнюю, но и на внутреннюю аудиторию — с целью укрепления транслируемого азербайджанскими властями образа «победы» и препятствования распространению альтернативных точек зрения.

В целом Вторая Карабахская война 2020 года показала, что в современных конфликтах решающую роль играет не только поле боя, но и информационное пространство. Вопросы дезинформации, пропаганды и управления медиа в ходе войны превратились в отдельное поле борьбы, последствия которой до сих пор остаются в региональной политической повестке. Проведённый в Анкаре Форум тюркских государств в этом контексте предоставляет возможность оглянуться на информационную составляющую Карабахской войны и понять, каким образом формировались, распространялись и оспаривались военные нарративы. В целом в ходе 44-дневной войны 2020 года Азербайджан осуществил многоплановую информационную войну, направленную на воздействие на три ключевые аудитории: на международном уровне — с целью укрепления и легитимации собственной позиции; для внутренней аудитории — с целью обеспечения поддержки военных действий, одновременного сокрытия собственных потерь и социальных проблем и формирования доминирующего нарратива «победы»; в отношении армянского общества — с целью подрыва единства и оборонительной воли.