14 ноября, 2025
Талышский язык

Главный редактор издательства «Новости Талышской национальной академии» и исследователь Игбал Абилов, находящийся в тюрьме Умбаки, обратился к общественности с письмом, в котором сообщил, что его арест связан с притеснением талышского языка в Азербайджане.

Абилов пишет, что талышский язык постепенно вытесняется из общественной сферы:

«Что нужно, чтобы язык исчез и стал частью истории? Достаточно удалить его из всех общественных сфер, замкнуть в четырёх стенах и даже загнать в угол этих стен. Именно таково положение талышского языка в Азербайджане сегодня».

Он отметил, что в знак протеста пытался выступить в суде на родном талышском языке, однако столкнулся с проблемами перевода.

«На судебных заседаниях в Ленкорани и Ширванском апелляционном суде приглашённые переводчики не смогли точно перевести мои слова. Мне пришлось прервать выступление и переводить самому. Это свидетельствует о том, что в стране сознательно ограничивается использование талышского языка, отсутствуют образовательные учреждения, где готовят талышских переводчиков или учителей».

Абилов также подчеркнул, что в Азербайджане люди, выступающие за права талышского языка, часто клеймятся как «предатели», и им грозит до 18 лет лишения свободы.

В письме он затронул также вопрос языкового и национального равенства:

«Назначенное мне наказание — испытание не только для меня и моей семьи, но и для всего общества. Верим ли мы действительно, что все языки и народы имеют равные права? Если кого-то беспокоит, что в тюрьме из клетки звучит талышская речь, это уже повод для сожаления за общество».

Игбал Абилов был арестован 22 июля 2024 года Службой государственной безопасности Азербайджана по обвинению в государственной измене.

20 мая 2025 года Суд по тяжким преступлениям Ленкорани приговорил его к 18 годам лишения свободы, а 23 октября Ширванский апелляционный суд оставил приговор без изменений.

Абилов отвергает обвинения и характеризует свою деятельность как научно-культурное исследование. Ряд правозащитных организаций признали его политическим заключённым.