
Несколько ведущих грузинских организаций гражданского общества заявили, что не будут регистрироваться в качестве «иноагентов» по требованию властей, считая, что закон к ним неприменим. Об этом передает News Georgia.
«Ни американский FARA, ни его грузинский аналог не распространяются на организации гражданского общества, поэтому этот закон нас не касается», – отметила 22 августа Transparency International Georgia (TI), крупнейшая в стране НПО, занимающаяся борьбой с коррупцией. В организации подчеркнули, что их отделение в США не подпадает под местный закон о регистрации иностранных агентов.
Как сообщает Civil.ge, в этом месяце семь НПО получили письма от Антикоррупционного бюро Грузии с предупреждением о возможной уголовной ответственности за несвоевременную регистрацию. По итогам проверки финансовой отчетности и других публичных документов ведомство пришло к выводу, что деятельность организаций «может носить политический характер».
Помимо TI-Georgia, в число получивших письма организаций входят Фонд развития СМИ, Международное общество за справедливые выборы и демократию (ISFED), Центр социальной справедливости, Фонд гражданского общества (SJC), «Сапари» и Центр исследований экономической политики (EPRC).
В SJC подчеркнули, что власти не пытались выяснить суть их деятельности, считая факт получения иностранного финансирования «единственным и достаточным условием» для признания «иноагентами». Организация заявляет, что никогда не занималась поддержкой или лоббированием иностранных политических партий, действуя в интересах конкретных социальных групп, включая рабочих, внутренне перемещенных лиц, этнические и религиозные меньшинства, социально уязвимых и людей с ограниченными возможностями.
Фонд развития СМИ также заявил о прозрачности своей работы и приверженности интересам грузинского общества, включая программы медиаграмотности и борьбу с дезинформацией, и призвал Антикоррупционное бюро прекратить репрессивные меры против независимых организаций.
Закон о регистрации иностранных агентов вступил в силу в начале лета и предусматривает до 5 лет тюремного заключения, распространяясь как на организации, так и на физических лиц. В партии «Грузинская мечта» заявили, что новый закон необходим для усиления контроля над иностранным финансированием и предотвращения дестабилизации страны.