
В азербайджанских и турецких политических кругах наконец последовала реакция на резкое заявление посла Ирана в Армении Мехди Собхани, сделанное 22 мая во время его визита в армянский регион Сюник — ключевую территорию в контексте обсуждений о так называемом «Зангезурском коридоре».
Отвечая на вопрос армянского журналиста о перспективах создания коридора, Собхани заявил:
«Ничего нельзя решить с помощью силы; «Зангезурского коридора» не будет».
Эта фраза вызвала широкий резонанс в регионе, но официальной реакции из Баку и Анкары не последовало.
Первым с комментарием выступил Маджид Джавадий Араз — «пресс-секретарь» базирующейся в Турции организации «Национальное сопротивление Азербайджана», которая считается сепаратистской. Эта структура продвигает в Иране идею так называемого «Южного Азербайджана» — концепции, предполагающей автономию или даже независимость иранских территорий с преобладающим тюркским (азербайджанским) населением.
Он назвал заявление иранского дипломата проявлением «слабости и растерянности», подчеркнув, что подобные высказывания представители ИРИ делал и ранее — в контексте Карабаха, Сирии, Ливана, Палестины и других вопросов, затрагивающих интересы Ирана.
«Будет Зангезур или нет — покажет время. То, что посол выступает фактически от имени армянского руководства, объясняется не симпатией к армянам, а страхом перед тюрками и их усилением», — отметил Джавадий Араз.
Он также затронул этнический аспект, заявив:
«40% населения Ирана — тюрки. Таджикское население не превышает 35–40%. Время таджикской гегемонии истекает. Страна неизбежно вернётся к своим корням», — тем самым поставив под сомнение устойчивость персоязычной политической линии в Иране.
مهدی سبحانی سفیر ایران در ارمنستان در جواب سوال خبرنگار ارمنی که راجع به کریدور زنگهزور میپرسد با لحنی پرخاشگرانه و عصبی میگوید: «هیچ چیزی به واسطه زور قابل حل شدن نیست؛ زنگهزوری وجود نخواهد داشت.»
اینکه زنگهزوری وجود خواهد داشت یا نه در آینده معلوم خواهد شد؛ آقای سفیر و هم… pic.twitter.com/iwhDTMnv5S
— مجید جوادی آراز — Məcid Cavadi Araz (@MajidJavadi12) May 26, 2025
Особую интригу придаёт молчание официального Баку и Анкары в ответ на столь жёсткое заявление иранского дипломата, адресованное, по сути, именно им. Реплика Мехди Собхани в Сюнике может рассматриваться как прямой ответ на недавние резкие высказывания президента Азербайджана Ильхама Алиева. Напомним, 21 мая в Агдаме, на церемонии открытия музыкальной школы мугама, Алиев заявил:
«С Азербайджаном нужно считаться — по крайней мере, в этом регионе, где мы живём. А те, кто сегодня этого не делает, завтра пожалеют».
После этих слов некоторые высокопоставленные иранские чиновники выступили с формально конструктивными заявлениями о нерушимости границ и недопустимости давления в регионе. Однако именно заявление иранского посла в Сюнике — столь жёсткое и произнесённое в чувствительной географической точке — можно воспринимать как дипломатическую пощёчину Баку, личный вызов Алиеву и сигнал того, что Тегеран готов прибегать к более жёсткой риторике, если речь заходит о его стратегических интересах на Южном Кавказе.